Истории японских автомобилей
1960-е Nissan

История Nissan S30 Fairlady Z и Datsun 240Z

Nissan S30 Fairlady Z
В 1960-х годах Nissan выпускал ряд открытых двухместных автомобилей, в том числе Fairlady 1500, 1600 Sport и 2000 Roadster. Они имели коммерческий успех, особенно в США, где их считали недорогими конкурентами таким, как MG, Triumph, Fiat и Alfa Romeo.
В конце 1966 года также началась работа над более престижным Gran Turismo, который еще больше улучшил бы имидж Nissan.

Nissan уже выпускал спортивное купе Silvia 1600, которое было представлено на Токийском автосалоне 1964 года. Однако, когда было выпущено всего 554 автомобиля (почти все из которых были проданы внутри страны), 1,6-литровая рядная четырехцилиндровая модель оказалась коммерческим провалом.
Примерно в то же время сотрудничество с Yamaha также было прекращено, поскольку предложение не соответствовало ожиданиям Nissan. Yamaha стала партнером Toyota в этом проекте, и на свет появился культовый 2000 GT.

В то время как GT 2000 года вошел в историю как первый спортивный автомобиль Японии, Toyota теряла деньги на каждом проданном автомобиле. С финансовой точки зрения Nissan не ошибся, когда ушел.

Вместо этого компания решила разработать собственный спортивный GT, специально для прибыльного рынка США.
Представленный на Токийском автосалоне в октябре 1969 года, новый автомобиль продавался на внутреннем японском рынке (JDM) как Nissan Fairlady Z, а в других странах - как Datsun 240Z.

Из-за карательных налогов, взимаемых с продаваемых в Японии автомобилей объемом более двух литров, Fairlady Z был оснащен двигателем объемом 1998 куб.см, в то время как двигатель в 240Z был 2393 куб.см. В остальном два автомобиля были практически идентичны.

Разработанный студией спортивного стайлинга Nissan, Z был оснащен элегантным двухместным кузовом купе, шестицилиндровым двигателем и задним приводом. Благодаря привлекательному внешнему виду, современному дизайну, относительно низкой цене и впечатляющим характеристикам он стал международным бестселлером, который сотворил чудеса с имиджем Nissan.

ШАССИ

Построенный на основе монокока из прессованной стали, Z получил полностью независимую подвеску. Передняя часть состояла из стоек MacPherson с нижними поперечными рычагами, амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Сзади были стойки Chapman и нижние поперечные рычаги. Спиральные пружины и телескопические амортизаторы были установлены по всему периметру.
За торможение отвечали диски спереди и барабаны сзади.
Стальные диски размером 14 x 4,5 дюйма были оснащены колпаками (кроме вариантов без L JDM, в которых использовались стальные диски без украшений).
Под задним отсеком для хранения был установлен 60-литровый топливный бак.

ДВИГАТЕЛЬ / КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

В моторном отсеке находилась продольная шестерка с одним распределительным валом. Он отличался чугунным блоком и головкой из алюминиевого сплава с двумя клапанами на цилиндр.
Двухлитровый агрегат L20, устанавливаемый на JDM Fairlady Z, был объемом 1998cc благодаря диаметру и ходу 78 мм и 69,7 мм соответственно.
Компрессия составляла 9,0: 1, и были установлены два карбюратора Hitachi HJG 46W с боковой тягой.
Максимальная мощность составляла 130 л.с. при 6000 об / мин и 127 л.с. при 4400 об / мин.

Для 240Z Nissan использовал двигатель L24 объемом 2393 куб.см. Диаметр был увеличен с 78 мм до 83 мм, а ход увеличен с 69,7 мм до 73,7 мм.
Компрессия и подача топлива были идентичны агрегату L20. Мощность выросла до 151 л.с. при 5600 об / мин и 146 л.с. при 4400 об / мин.

Обычно устанавливалась пятиступенчатая коробка передач, хотя 240Z, предназначенные для Северной Америки, вместо этого оснащались четырехступенчатой.

КУЗОВ

В плане дизайна Z был вдохновлен Jaguar E-type, автомобилем, который Энцо Феррари назвал самым красивым в мире.
Одиночные фары были раскиданы от носа в ниши из стекловолокна по обе стороны от широкого прямоугольного воздухозаборника, который подавал свежий воздух в радиатор и моторный отсек.

Тонкие стойки обеспечивали отличную видимость из салона фастбэка; оконные рамы были из нержавеющей стали, как и большинство деталей.
Задняя панель Kamm была окрашена в серый цвет Datsun.
Изящные хромированные бамперы дополнены резиновыми вставками по углам и накладками. Варианты, отличные от L JDM, имели простые бамперы.

ИНТЕРЬЕР

Nissan позаботился о том, чтобы интерьер был таким же привлекательным с визуальной точки зрения.
Трехспицевое рулевое колесо с деревянным ободом располагалось перед двумя колодцами, в которых находились тахометр и спидометр.

Три меньших колодца были установлены над центром приборной панели. В них размещались часы и комбинированные датчики для измерения мощности аккумулятора / температуры топлива и масла / температуры воды.
На центральной консоли, расположенной непосредственно под ним, находились органы управления вентиляцией и радио.

Виниловая кожа использовалась для обивки сидений, боковых панелей и багажника с ковровым покрытием практически везде.
Большой задний люк поддерживался двумя газонаполненными стойками. После открытия в нем оказалось достаточно места для багажа. Два ремня помогли закрепить любой груз на месте.

ВАРИАНТЫ

Первоначально были предложены три версии двухлитрового Fairlady Z: S30S базовой комплектации (Fairlady Z) и чуть лучше оснащенный S30 (Fairlady Z-L).

Был также высокопроизводительный PS30 (Fairlady Z432), в котором использовался четырехклапанный двигатель с тройным карбюратором и двойным верхним распределительным валом от C10 Skyline GT-R.

Все Fairlady Z были построены праворульными.
240Z под маркой Datsun был доступен как с левым рулем (HLS30), так и с правым (HS30).

ВЕС / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

Fairlady Z обычно весил 1025 кг.
Вес 240Z составлял 1057 кг в комплектации для Северной Америки и 1040 кг для большинства других рынков.
У всех Z максимальная скорость превышала 201 км/ч, а время 0-100 составляло около восьми секунд.

НАЧИНАЕТСЯ ПРОИЗВОДСТВО

Производство началось на заводе Nissan Shatai в Токио в октябре 1969 года.
Z получил восторженные отзывы как от дорожных тестеров, так и от покупателей.

У дилеров вскоре появились длинные списки ожидания, в США автомобили быстро начали продаваться.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ

За время существования автомобиля был сделан ряд изменений. Эти требования всегда применялись к автомобилям Z для американского рынка, и, хотя машины, предназначенные для других рынков, обычно следовали их примеру, это не всегда касалось вариантов JDM.
В сентябре 1970 года Nissan представил трехступенчатую автоматическую систему. Автомобили, оснащенные таким образом, снабжались значком "Nissan Full Automatic" на задней двери.

С февраля 1971 года два горизонтальных вентиляционных отверстия, расположенных под задним стеклом багажника, были удалены, поскольку клиенты жаловались на попадание выхлопных газов в кабину. Вместо этого вентиляционные отверстия были отдельно добавлены к каждой панели паруса как часть новой круглой эмблемы "Z".

Другие изменения, внесенные в то же время, включали более быстрые стеклоочистители, увеличенные солнцезащитные козырьки, двухступенчатую систему контроля дверей, новое рулевое колесо (с отверстиями вместо углублений), переработанные элементы управления вентиляцией, шины с рейтингом HR вместо SR и калиброванный датчик давления масла, а спидометры начали показывать 0 вместо 20.
Сиденья с откидывающимися спинками были новой опцией.

В октябре 1971 года откидывающиеся сиденья стали стандартными. Nissan представил новые плоские колпаки ступиц стреугольными отверстиями и эмблемой Z вместо оригинальных изогнутых прямоугольников с эмблемой D. Сами колеса были расширены с 4,5 до 5 дюймов. Внутри была переработана центральная консоль, а защелка крышки заливной горловины была удалена.

В результате запросов потенциальных клиентов Nissan начал предлагать 240 Z в Японии с ноября 1971 года. Как и двухлитровый Fairlady Z, JDM 240 был доступен в стандартной комплектации Z (HS30S) или чуть более престижной конфигурации Z-L (HS30).

С января 1972 года были установлены автоматические втягиватели ремней безопасности, а также звуковой сигнал и индикатор, предупреждающие, если ремни не пристегнуты. Примерно в то же время обогрев заднего стекла был заменен с вертикальных элементов на горизонтальные.

Последний раунд обновлений появился в августе 1972 года с серией изменений для американских модификаций, которые в основном касались повышения безопасности и выбросов.

Были установлены новые плоские карбюраторы вместо купольных, а также другая головка E-88. Внешне были изменены бамперы, а чаши фар были заменены из стекловолокна на сталь. Теперь использовалась огнестойкая обивка, а также новый выключатель аварийной сигнализации, элементы управления обогревом/вентиляцией с подсветкой.

Производство продолжалось еще год, прежде чем появился 2,6-литровый 260Z.

ОКОНЧАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Последний двухместный автомобиль 240Z был выпущен в августе 1973 года.
Впоследствии до 1978 года выпускался GS30 240Z с длинной колесной базой 2 +2.

Z был одним из самых коммерчески успешных спортивных автомобилей, когда-либо выпущенных.

Что касается экспортной модели, то с 1969 по 1973 год было выпущено около 168 000 автомобилей 240Z. В Великобританию и Австралию было поставлено чуть более 4200 экземпляров с правым рулем.
Фото: nissan-global.com