Истории японских автомобилей
1980-е Toyota

История Toyota MR2 W10

Toyota MR2 W10
В конце 1960-х годов автопроизводители начали использовать среднемоторную компоновку для своих спортивных автомобилей малого объема. К началу 1970-х годов такие модели, как Porsche 914 и Fiat X1/9, продавались в огромных количествах по всему миру.
Популярность этих миниатюрных машин усилилась из-за нефтяного кризиса и последующего экономического спада, который продолжался большую часть 1970-х годов. Благодаря небольшим силовым агрегатам и небольшому весу, среднемоторные модели начального уровня были сравнительно экономичными машинами, предлагавшими удовольствие от спортивного вождения по относительно низкой цене.
К сожалению, после первоначального всплеска продаж сектор пришел в упадок; новые модели появлялись медленно, поскольку рынок хот-хэтчей прочно заняли такие автомобили, как Volkswagen Golf GTi и предлагали в целом аналогичные характеристики в более практичной повседневной комплектации.
Когда в 1979 году Toyota решила создать свой собственный небольшой двухместный среднемоторный спортивный автомобиль с задним приводом. К этому времени Porsche 914 был снят с производства уже несколько лет. Fiat X1/9 был недостаточно силен. Небольшие среднемоторные модели от Lotus все еще производились, но продажи были крошечными по сравнению с тем, что хотела Toyota. План состоял в том, чтобы создать машину, которая могла бы конкурировать с автомобилями Nissan / Datsun Z, которые продавались в большом количестве с 1969 года.
Как и Nissan Z, новая машина станет знаковой моделью для Toyota.
Получивший название MR2, это был первый серийный среднемоторный автомобиль от японского производителя. Его название связано с внутренней системой нумерации Toyota: Midship Runabout 2. Он присоединится к Celica и Supra в линейке спортивных моделей Toyota.
Компания впервые изучила возможность создания доступного и экономичного автомобиля в 1976 году. Однако плохие условия торговли привели к тому, что проект изначально не сдвинулся с мертвой точки.

К нему вернулись в 1979 году, после чего было принято более спортивное направление.

Первый прототип (Toyota SA-X) появился в 1981 году. Вскоре руководство дало зеленый свет серийной версии, которая прибыла на Токийский автосалон в октябре 1983 года. SV-3, который был представлен в Токио, вызвал сенсацию. Производство началось в июне 1984 года, к тому времени автомобиль был переименован в MR2.

MR2 добился успеха и стал продаваться в огромных количествах по всему миру.

Он был представлен в 1985 модельном году и первоначально предлагался с двумя двигателями на выбор: с одним верхним распределительным валом 1.5 (AW10) или с двойным верхним распределительным валом 1.6 (AW11). Оба были рядными четырехцилиндровыми силовыми агрегатами, установленными поперечно.
Большинство моделей MR2 на экспортном рынке будут оснащаться исключительно двигателем объемом 1600 куб.

ШАССИ

MR2 был построен на основе стального кузова с короткой колесной базой 2320 мм и пятью высокопрочными конструкционными переборками.

Toyota поручила Lotus разработать полностью независимую подвеску MacPherson. Амортизаторы с пружинами были установлены по всему периметру вместе с стабилизаторами поперечной устойчивости на обоих концах.
Усилитель рулевого управления считался ненужным.

Дисковые тормоза были вентилируемыми спереди (диаметр 243 мм) и сплошными сзади (диаметр 240 мм).
Были доступны колеса размером 14 x 5,5 дюймов двух типов: с тяжелыми стальными дисками, которые использовались в некоторых вариантах с более дешевой комплектацией, и с трехспицевыми легкосплавными дисками для большинства экспортных рынков и более дорогих комплектаций JDM.

41-литровый топливный бак был встроен в трансмиссионный туннель между водителем и пассажиром.

ДВИГАТЕЛЬ / КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Подавляющее большинство MR2 были оснащены маленьким двигателем Toyota 4A-GE, который был оснащен современным оборудованием для того времени.
В частности, он отличался разработанной Yamaha двойной кулачковой головкой с четырьмя клапанами на цилиндр. Также был установлен электронный впрыска топлива (поставляемый Denso) и современная система впуска T-VIS с изменяемой геометрией.

Двигатель 4A-GE был чрезвычайно легким и мощным. Блок был чугунным, а головка - из алюминиевого сплава. Объем двигателя составил 1587 куб.см благодаря диаметру и ходу поршня 81 мм и 77 мм соответственно.

При степени сжатия 10,0: 1 атмосферный рядный четырехцилиндровый двигатель развивал максимальную мощность в 122 л.с. при 6600 об / мин и 105 л.с. при 5000 об / мин.

Автомобили, предназначенные для США, были оснащены катализатором и расходомером воздуха. Мощность упала до 112 л.с., но выбросы были значительно снижены. На некоторых других рынках использовалась комбинация этих деталей, и обычно мощность составляла от 114 до 118 л.с.

Хотя MR2 был разработан для установки двигателя объемом до двух литров, единственным другим силовым агрегатом, первоначально доступным, был мотор 3A-LU объемом 1453cc благодаря отверстию и ходу 77,5 мм и 77 мм соответственно. Один распредвал управлял двумя клапанами на цилиндр (вместо четырех) и имел один карбюратор с двумя дросселями (вместо системы впрыска топлива). Степень сжатия составила 9,3: 1 (по сравнению с 10,0: 1).
Максимальная мощность составляла 83 л.с. при 5600 об / мин и 87 л.с. при 3600 об / мин.
Независимо от того, какой двигатель был установлен, все MR2 изначально оснащались пятиступенчатой механической коробкой передач C52 с близким передаточным отношением.

КУЗОВ

Чтобы украсить MR2, дизайнеры Toyota создали характерный клиновидный кузов, который вошел в историю как один из самых узнаваемых дизайнов 1980-х годов.

Передняя часть была оснащена выдвижными фарами и округлым бампером, под которым находился большой воздухозаборник. Дополнительные дефлекторы для охлаждения были вырезаны с каждой стороны и на крышке двигателя.

Вместо того, чтобы использовать традиционный профиль fastback, Toyota выбрала необычный дизайн с вырезами с усеченными С-образными стойками. Передние стойки всегда были окрашены в черный цвет, чтобы создать впечатление закругленного стекла кабины. Свесы были очень короткими с обоих концов.

В стандартной комплектации многие молдинги кузова были окрашены в сатиново-черный цвет, многие из которых можно было покрасить в цвет кузова за дополнительную плату.

Коэффициент лобового сопротивления 0,34 был достигнут с задним спойлером, без него 0,35.

ИНТЕРЬЕР

Внутри широко использовались черный пластик и велюровая ткань.
На дугообразной приборной панели размещались большие спидометр и тахометр, а по бокам - маленькие датчики состояния аккумулятора, топлива, температуры масла и температуры воды. Дополнительные тумблеры для стеклоочистителей и фар были расположены на выступающих сторонах приборки.

На центральной консоли размещались элементы управления отопителем и аудиосистемой. Цифровые часы были встроены над вентиляционным отверстием в центре главной приборной панели.

Сиденья были оснащены цветными центральными секциями и накладками для плеч.
Руль был простым, двухспицевым.

ОПЦИИ

Клиенты могут улучшить свои автомобили с помощью различных дополнительных опций.

Для интерьера Toyota предлагала электрические стеклоподъемники, центральный замок, климат-контроль, круиз-контроль и бардачок на центральной консоли.

Экстерьер можно было бы дополнить двухцветной цветовой гаммой, задним спойлером, убирающимися зеркалами, убирающимися противотуманными фарами, поворотниками на передних крыльях и съемным стеклянным люком на крыше (который был стандартным в Великобритании).
Одним из редко встречающихся вариантов была четырехступенчатая автоматическая коробка передач.

В Японии покупатели могли выбирать один из четырех комплектов комплектации.
MR2 S в базовой версии оснащался стальными колесами, без заднего спойлера и боковых юбок.
MR2 G поставлялся с несколькими дополнительными элементами оборудования интерьера.

MR2 G-Sport добавил больше роскоши, с выбором стальных или легкосплавных дисков, а также боковые юбки и задний спойлер.

MR2 G-Limited был самым роскошным и хорошо оснащенным. В стандарте шли литые диски, а большая часть внешней отделки была окрашена в цвет кузова. Двухцветная краска была стандартной.

ВЕС / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

С 1,6-литровым четырехклапанным двигателем MR2 весил 975 кг. Максимальная скорость составляла 196 км/ч, а время от 0 до 100 км/ч составляло 8,1 секунды.

1,5-литровый вариант был на 55 кг легче (920 кг). Максимальная скорость 107 км/ч и время 0-100 чуть более десяти секунд.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ

Производство 1985 модельного года началось в июне 1984 года.
Поставки в Великобританию начались в марте 1985 года.
В середине 1985 модельного года были добавлены более толстый маховик и сцепление (212 мм вместо 200 мм).
Впоследствии обновления и улучшения вводились каждый год или около того.

1986 МОДЕЛЬНЫЙ ГОД

Для 1986 модельного года (производство которого началось в июне 1985 года) был внесен ряд изменений.
На переднем бампере теперь был напечатан шрифт Toyota, на задний бампер был добавлен логотип Toyota, а над задним стеклом был установлен задний солнцезащитный козырек с надписью Toyota.

Новые опции включали Т-образную крышу (только для Японии) и окраску передней кромки, бамперов, обводов, юбок и брызговиков. Toyota также теперь предлагает кожаную обивку сидений и дверных карт, а также климат-контроль. Кроме того, была предусмотрена возможность установки широких боковых юбок во всю длину.

Автомобили, предназначенные для Северной Америки, теперь выпускались без заднего стабилизатора поперечной устойчивости.

SUPER CHARGER

Действительно большой новостью для 1986 года стало добавление версии 1,6-литрового двигателя 4A-GE с наддувом.
Первоначально новый силовой агрегат 4A-GZE предлагался только в Японии, он оснащался нагнетателем типа Roots и промежуточным охладителем Denso. Для экономии топлива нагнетатель с ременным приводом приводился в действие электромагнитной муфтой и включался только при необходимости.
Пиковая мощность подскочила до 145 л.с. при 6400 об / мин и 137 л.с. при 4400 об / мин.
Чтобы справиться с дополнительной мощностью и крутящим моментом, более мощная трансмиссия E51 заменила оригинальную сборку C52.

Внешне были установлены новые каплевидные легкосплавные диски с восемью отверстиями, а также крышка двигателя, в которой размещались два выступающих ряда вентиляционных отверстий.
Значки "Super Charger" были добавлены на заднюю панель и по бокам.

Все это дополнительное оборудование увеличило с 975 кг до 1130 кг. Для компенсации были добавлены более жесткие пружины.
Показатели производительности показали, что максимальная скорость выросла до 210 км/ч, а время 0-100 км/ч сократилось до 6,5 секунд.

1987 МОДЕЛЬНЫЙ ГОД

Для 1987 модельного года (производство которого началось в августе 1986 года) вариант крыши с Т-образной балкой предлагался на экспорт.
Также были внесены некоторые незначительные изменения в шасси и заднюю подвеску, радиатор был перемещен для улучшения воздушного потока.
Важно отметить, что тормозные диски были увеличены с 243 мм до 258 мм спереди (вентилируемые) и с 240 мм до 243 мм сзади (сплошные).

Внешне практически вся внешняя отделка была окрашена в стандартный цвет кузова. Также появились новые задние фонари для рынков, отличных от Великобритании, а передний бампер был слегка изменен. Задний бампер был оснащен логотипом в виде птицы меньшего размера.
В тех автомобилях, которые оснащались люком или Т-образным верхом, радиоантенна была перенесена с крыши на правую заднюю часть.

Рулевое колесо было заменено на новое трехспицевое колесо малого диаметра. Теперь на нем был нанесен шрифт MR2, а не Toyota script.

Во всех вариантах JDM, кроме базовой комплектации, сиденья были заменены на ткань одного цвета. На кожаных была добавлена перфорация.
Другие изменения интерьера включали новый центральный подлокотник, другие центральные вентиляционные отверстия, маркировка приборов, улучшенная аудиосистема с динамиками, которые теперь размещены в С-образных стойках, новые дверные панели, запирающийся бардачок, новые элементы управления отопителем и измененную пепельницу.
На автомобилях с левосторонним управлением стояночный тормоз был перенесен на правую сторону.

В середине 1987 модельного года Toyota внесла несколько обновлений в обычный атмосферный двухкамерный двигатель.

Оригинальная конструкция с 3 ребрами жесткости в задней части двигателя была заменена на более прочную конструкцию с 7 ребрами жесткости. Отверстие для рециркуляции выхлопных газов было перемещено на выпускном коллекторе, чтобы предотвратить образование трещин, а система впуска воздуха была полностью заменена.
Официально выходная мощность не изменилась, хотя для рынка США теперь составляла 115 л.с. вместо 112 л.с.
Автомобили, оснащенные таким образом, иногда называют Mk1B (в отличие от Mk1A для более ранних вариантов).

1988 МОДЕЛЬНЫЙ ГОД

Производство 1988 модельного года началось в августе 1987 года.
Вариант Super Charger, который до сих пор был доступен только в Японии, начал поставляться в Северную Америку.

Остальная часть модельного ряда была дополнена стандартными боковыми юбками.

Для внутреннего рынка Японии Toyota представила новую версию Super Edition, которая была ограничена 300 единицами. Основанные на платформе supercharged G Limited, эти автомобили получили двухцветную белую с золотым окраску, отделку кузова и колесные диски, тонированное бронзовое ветровое стекло, рулевое колесо и ручку переключения передач Momo, обтянутые кожей, и специальные сиденья Recaro, наполовину кожаные.

1989 МОДЕЛЬНЫЙ ГОД

1989 модельный год (выпускался с августа 1988 года) был последним годом выпуска оригинального W10 MR2.

Обновления включали стеклянные Т-образные панели с матовой зеркальной отделкой (вместо дымчато-прозрачных) и новые более аэродинамические наружные зеркала (теперь с электроприводом). Третий стоп-сигнал был заменен на блок светодиодов, встроенных в задний спойлер.
Наружные зеркала и дверные ручки теперь были стандартно окрашены в цвет кузова.

Для автомобилей, направляющихся в Северную Америку, устанавливался задний стабилизатор поперечной устойчивости.

Была также выпущена еще одна специальная версия JDM, опять же основанная на платформе G-Limited. Эти автомобили были окрашены в темно-синий цвет с золотой отделкой, рулевым колесом и ручкой из кожи Momo, а также сиденьями Recaro с соответствующими дверными картами. Таких было построено всего 270 шт.

ОКОНЧАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Производство первого поколения W10 MR2 было прекращено в середине 1989 года.
К этому времени было собрано 163 845 автомобилей в комплектациях 1500, 1600 и 1600 с наддувом.
Впоследствии W10 был заменен более крупным и округлым W20.
Фото: global.toyota